Закончился белгородский театральный сезон 2009-2010 гг. Весь театральный мир, не говоря уже о России, отметил 150-летие со дня рождения великого русского драматурга Антона Павловича Чехова – родоначальника современного психологического театра. Все государственные академические театры нашей страны отметили дату главными постановками сезона – чеховскими спектаклями.
Все, кроме БГАДТ им. Щепкина. Вместо того зрителям было предложено довольствоваться громобарабанной огаревщиной под прикрытием имен классиков – ихнего Т. Уильямса и нашего А. С. Пушкина.
Огаревщину нахваливало областное телевидение устами самого режиссера-варяга А. Огарева и вполне заслуженных актрис, произносивших правильные речи с подачи заслуженной от культуры Людмилы Кондратьевой, руководительницы литературно-драматической части театра.
По всей видимости, это она изыскала в московском театральном болоте, где в 140 театрах вдоволь изысков на любой вкус, самого дорогого в буквальном смысле Огарева. Постановочные расходы – а это, на секундочку заметим, расходы бюджета – стали рекордными.
К слову, ни одной постановки А. Огарева в его московском театре в апреле 2010 г. уже не шло, из сотен названий в репертуарах 140 театров Москвы у Огарева осталась одна постановка. Кто его причислил к «восходящим звездам» – большой вопрос.
Варяг отработал, расписался в ведомости и был таков. А запах навара остался. Будь у БГАДТ главный режиссер и главный художник, обязанные за установленную зарплату ставить спектакли в своем театре и тем самым придавать ему театральное лицо, будь по-другому устроено именно художественное руководство областным драматическим театром, дурного московского душка в развернувшейся перед нами драме драмтеатра в помине не было бы. Но так уж сложилось у нас: главный режиссер и главный художник вычеркнуты из штатного расписания облдрамтеатра, зато есть руководитель литературно-драматической части, по слухам, заменяющий и того и другого.
Драма, но уже не только нашего облдрамтеатра, а и нас, зрителей, в том еще состоит, что БГАДТ в областной театральной жизни занимает положение монополиста. Он формирует театральные вкусы, он единолично определяет, что хорошо, что плохо и тем самым задаёт вектор театрального развития. Когда видишь отряды детсадовцев, щебечущим строем идущих в театр на сказочку про трех тупых поросят, когда зришь толпы организованных школьников, загоняемых на рыщущую в поисках семейных ценностей «Хануму», то проникаешься трепетом перед административно-принудительным ресурсом нынешнего руководства БГАДТ.
И не беда, что многоопытная Ханума рыщет по мужским баням – главное, что все билеты проданы, а уж какие «ценности» вынесут из театра юные зрители, то совершенно другой вопрос.
Немного истории. С 1977 года в облдрамтеатре главные режиссеры менялись в среднем один раз в три-четыре года. Не будем говорить, с чем связана текучка кадров, определяющих лицо репертуарного театра, дабы не навлечь праведный гнев тех, кто лично ответственен за то, что закулисье нашего театра, тщательно скрываемое от постороннего взгляда, злые языки нередко сравнивают с серпентарием. Зададимся чисто практическим вопросом: сколько стоит подобная кадровая политика белгородским налогоплательщикам? Не слишком ли дорого обходится бюджету принятая у нас за основу «варяжская» режиссура?
Нынешние народные артисты РФ Виталий Стариков, Марина Русакова, по праву считающиеся гордостью областного театра, получили свои первые значимые роли при главном режиссере Владимире Казначееве. Другие молодые актеры были приглашены в театр и подняты до уровня ведущих другими главными режиссерами, работавшими однажды на постоянной основе. А что может «варяг»? Зачем «варягу» лишние хлопоты – работа с молодыми актерами, воспитание резерва с прицелом на перспективу?
Малый зал театра, к слову сказать, был открыт постановками Владимира Казначеева с участием Е. М. Мурашовой – чудесной актрисы, ставшей в БГАДТ заслуженной артисткой РСФСР. Семейные обстоятельства вынудили её вернуться в Москву, где она делала вплоть до пенсии свои моноспектакли. Ни разу за 20 лет Мурашову не приглашали в Белгород на роли, несмотря на её популярность у белгородских зрителей. Не драма ли все это?
Отвлекаясь от заданной темы, заметим: когда от «культуры» остается один лишь «культ», там нет места искусству, не говоря уже о самой культуре. Вот вам один лишь пример: после реконструкции здания БГАДТ в 2005 году на здании театра появилась табличка, заявляющая о том, что перед нами не просто дом с колоннами на входе и рестораном в торце, а памятник архитектуры. Прекрасно! А кто автор сего «шедевра»? Уж коли оно памятник, нам бы хотелось воздать по заслугам архитектору, чьё творение занесено в разряд неприкосновенных, охраняемых государством. Мелочь вроде бы, но в этой мелочи отражается куда большее, чем отсутствие элементарного в подобных случаях приличия. Люди, ухо которых режет любая критика, обязательно скажут: театр областной на подъёме, у театра есть свои поклонники, ряды постоянных зрителей растут – чего еще надо? А кто с тем спорит?
Как бесспорно и то, что нет предела совершенству. Но разве вы, уважаемые друзья БГАДТ, не чувствуете сами, что установленные однажды, будто на веки вечные, принципы художественного руководства нашим театром, прежде всего его творческой составляющей, представляют собой нечто застывшее, закостеневшее, не позволяющее театру развиваться так, как он бы мог это делать, освободившись от жестких культовых рамок? Никто ничьих заслуг сейчас не умаляет, и мы даже в мыслях не держим подобного. Мы говорим лишь о том, что застой – это когда нет притока свежего воздуха, когда однообразие во взглядах и подходах становится нормой, единомыслие достигается не убеждением, а жесткими административными методами, в результате чего всякое иное мнение почитается за ересь. А в остальном, как говорится, прекрасная маркиза, у нас в театре всё настолько хорошо, что лучше просто быть не может!
Михаил ЗУБКОВ,
рядовой зритель
г. Белгород
Навигация по номеру
- Предупредительная голодовка накануне судебных разбирательств
- Не верь на слово. Не бойся, а действуй. Не проси, а требуй
- Драма драмтеатра (Мнение зрителя)
- Кол для оборотней
- У каждого свой «крест», а стыдно должно быть всем.
- Мужика уговорить сложно, но можно
- Лига малолетних скабрезников
- «Антитеррор» с 8 до 17
- Ветеран всегда в строю
- Зацветет яблонька на Аллее Памяти
- Костром по контрафакту
- Благодарим за помощь и поддержку
Новое на сайте
Новые комментарии
-
1 неделя 2 дня назад
-
8 недель 5 дней назад
-
8 недель 5 дней назад
-
8 недель 5 дней назад
-
8 недель 5 дней назад
-
14 недель 6 дней назад
-
16 недель 3 дня назад
-
23 недели 1 день назад
Новое в блогах
Комментарии к блогам
-
13 недель 6 дней назад
-
19 недель 5 дней назад
-
21 неделя 33 минуты назад
-
23 недели 1 день назад
-
23 недели 1 день назад
Миша,если учился в Губкине в 1 школе,то ответь.
Полемика о БГАДТ получилась - столько просмотров за год. Мнения о стиле руководства облдрамтеатром - 50 на 50. Это уже шаг к правде, которая в том, что сильная труппа театра сформирована за десятилетия творческой работы главных режиссеров, которых из театра изгнали не за творческие провалы, а за удачи и рост их популярности. Изгнали старым методом административных интриг, изжили как должность творческого лидера театра, которую отдали главной интриганке Людмиле Кондратьевой, возведенной в сан "руководителя литературно-драматической части", определяющей творческое лицо театра и судьбы актеров и режиссеров. Такие таланты, как В. Варецкий, стали "варягами". Его блестящие спектакли, такие как комедия для взрослых "Ханума"(поставлена в 2003 г.) используются для оргпоказа школьникам всех возрастов по сей день. Театр полон подковерных интриг. Местные драматурги завлитшей от театра отважены, она тут царит.
Блин, который раз замечаю - как только публикация выходит критическая культуры касающаяся - господа культурники с цепи срываются. Не любят критику в свой адрес. Тады им одно хочется сказать - не лезьте на сцену, валенки, работайте ассенизаторами и не будете критикованы. А то от ваших криков уже голова пухнет. Человек написал - высказал мнение. Не нравится - застрелитесь, или работу меняйте. А раз в публичные актеришки и режиссеришки пошли - сидите и не нойте. Не надо из себя бомонд корчить. По моему личному мнению - та ерунда, которая у нас в Белгороде - и не театр вовсе, а так, хрен его знает что.
Господин Сочувствующий, не кажется ли вам , что логика ваша уязвима? Полусается, публичного человека всякий может оболгать, а ты потом оправдывайся, что не верблюд?!
Да и вообще. Непубличных обалгивают постоянно. И ничего, как-то с этим справляются. А тут посмотрите вы, цаца какая - оболгать уже его нельзя - он, видите ли, публичным стал. Может к нему и прикасаться теперь не стоит? Так, издалека молиться? Перебьётся, по-моему. Ничем он этот публичный от нас - простых смертных не отличается. Кроме гипертрофированного самомнения, раздутых губ и развёрнутых пальцев. Пальцы свернутся, по губам пару раз получит - тоже на место станут, а самомнение - как Бог даст, очень уж они самовлюблённые эти публичные.
Ещё раз повторюсь - а не хрен в публичные тогда лезть, раз клеветы боитесь. Слава она две стороны имеет. И настоящие артисты об этом знают. Но это настоящие. А эти - вершочков нахватавшиеся, уже звёздами себя возомнили, и с первой же звёздной проблемой - критикой их работы - справиться не могут. Переживают болезненно. Страдают. Водочку, Наверное, пьют с горя. От того что их не признали. У нас слюнтяи всякие любят водочкой на жизнь жаловаться и под рюмашечку слезу пускать. Хочешь быть знаменитым - мирись и со слухами. Сам этого хотел! И знал на что подписывался!! И логика тут не хромает ничуть. Это с вашей чегой-то не то. Если клевета, причем явная, на публичного человека - иди в суд и доказывай. Доказал - требуй опровержения! Да только что ТУТ докажешь? Если людям твоя игра и работа не нравится - хоть тресни - ничего не докажешь. И суд по Конституции гениальность и талант роздать не может.
У вас проблемы со знанием театральной "немного истории". Не вижу никакой заслуги режиссера в том, что при нем актер получает "свои первые значимые роли". Значит актер до них дорос, вот и получает. Но все же об истории. Что-то вы запамятовали, что именно при "варяге" Макееве с его постановкой "Ромэо и Джульетта" наш театр взял приз на ЧЕХОВСКОМ ФЕСТИВАЛЕ !!!, на котором собираются махры не только со всей России, но и из-за рубежа. И вы уж простите, но спросите любого актера, что для него полезнее? работать с одним главным режиссером-паучком, который десятилетиями ставит спектакли под одну актрису? или получать возможность расти над собой, работая с разными режиссерами, а значит с разными школами, приемами, не говоря уже об идеях, которых в двух головах всегда больше, чем в одной? И наконец, чем вам Ханума-то не угодила? Совершенно милая пьеса, а главная героиня в исполнении Юлии Волковой - просто шедевр. Вы, батенька, узко смотрите. Проштудируйте еще раз историю театра, вспомните как в советские времена приходила разнарядка по школам на "датские спектакли", и вспомните, как позже школьники без указки просто толпами ломились на "Ромэо и Джульетту" (по 12 раз ходили) и как тихо, офигев от неожиданной подачи, смотрели школьную программную "Грозу".
Конечно, режиссёр Казначеев куда гениальнее Мокеева, Андреева, Иоффе, братьев Морозовых, Гирбы, Огарёва и Данцигера вместе взятых! А то, что актёрам интересно работать именно с разными режтссёрами, в разной театральной школе, и зрителям в рамках единственного провинциального театра необходимо видеть не театр одного режиссёра, но театр разный - плявать! "Рядовой зритель" Зубков заклеймил порочную практику приглашения варягов!
Миша, ты типичный советский интеллигент.
Такие как ты вечно ноют, что всё плохо, любят придираться к властям, к "жестким административным методам", считать бюджет, и даже к таким мелочам, как то, что здание нашего театра теперь считается памятником архитектуры. Тебе что от этого плохо что ли, передёргивает от вида этой таблички, что правда "сразу хочется воздать по заслугам архитектору, чьё творение занесено в разряд неприкосновенных, охраняемых государством"? Ты лучше не ной, а предлагай конкретные пути развития и решения проблем. Стремись в политику, во власть, в руководители театра, и САМ оттуда, сверху, меняй ситуацию, так, как уже тебе одному заблагорассудится! А от твоего, Миша, словоблудия ничего ведь не поменяется.
аффтар, убей себя апстену