В 90-х годах прошлого столетия, когда от разговоров о возрождении национальных традиций перешли к делу, стали восстанавливать и российское казачество. В основном в традиционных казачьих землях, к которым относят и Белгородчину.
Исторически Белогорье было частью засечной – пограничной – черты между российским государством и степными кочевниками. Первые сведения о белгородском казачестве относятся к 1570 году. Это были оскольские казаки, основавшие город-крепость Оскол. С 1653 года началось сооружение Белгородской оборонительной черты, которую строили и обслуживали именно казаки.
В 1919 году русское казачество как особый род войск большевистская власть ликвидировала, всех белгородских казаков, приписанных к Донскому казачьему войску, расстреляли или сослали в сталинские лагеря.
После падения человеконенавистнического коммунистического режима первые казачьи организации появились, а точнее сказать, возродились в Старом Осколе, Губкине, Борисовке. В декабре 2005 года, после принятия Федерального закона «О государственной службе российского казачества», в областном центре состоялся первый областной круг казаков Белгородской области, на котором белгородское казачество объединилось в Белгородскую региональную общественную организацию «Станица».
13 февраля 2010 года в Белгородском областном Доме офицеров прошел первый учредительный круг казаков Белгородской области. Местные казаки объединились в областное отдельское общество и вошли в состав Центрального казачьего войска. Приняли обязательства по несению государственной службы, избрали областного атамана, Совет старейшин, утвердили свой Устав.
На казачьем круге лейтмотивом звучала мысль о том, что современное казачество должно быть единым, поскольку общая цель всех казаков одна – служить Отечеству. Атаман Центрального казачьего войска Валерий Налимов сказал, что в ближайшем будущем будет принят и подписан договор о совместной деятельности между областным казачеством и администрацией Белгородской области. Из областного бюджета необходимо выделить средства на развитие белгородского казачества, именно об этом казаки говорили с первым заместителем губернатора Белгородской области Олегом Полухиным.
Казаки заключат договоры с федеральными силовыми и государственными структурами власти – УВД, МЧС, таможенной, пограничной, природоохранной службой. Совместно с ними будут охранять мир и покой белгородцев, наводить порядок в общественной жизни.
Не менее важная задача для казачества – воспитание подрастающего поколения. У белгородского казачества есть опыт работы с молодежью. На территории Губкинского отделения «Станицы» с 2006 года открыта школа верховой езды, которой руководит Андрей Толстых.
В селе Ливенки Красногвардейского района работает детский военно-патриотический клуб «Ливенец». Дети обучаются строевой подготовке, конской езде, фехтованию шашкой.
Пожалуй, одним из самых ответственных моментов на круге стали выборы областного атамана. Руководитель секретариата Совета безопасности администрации Белгорода Михаил Побудилин пожелал казакам, чтобы, голосуя за будущего атамана, они руководствовались не только сердцем, но и разумом.
Первоначально на должность атамана претендовали пять человек. Три кандидата не подошли по закону, их кандидатуры с предвыборной гонки сняли. Основная борьба развернулась между двумя кандидатами. Голосовали по старым традициям казачества – шапками, со словами «Любо!». Областным атаманом Белгородского отдельского казачьего общества, с перевесом в один голос, стал Геннадий Колочко. Геннадий Викторович как атаман станет советником губернатора по делам казачества на Белгородчине.
После голосования по сложившейся традиции прошел ритуал приведения к присяге. Есаул и пристав сняли с атамана рубаху и показали нательный крест как доказательство его истинной веры. Казаки ответили криком «Любо!» и встали. Атаман прочитал молитвы «Символ веры» и «Отче наш». Вновь избранный атаман по-отечески был сечен нагайкой – это символ очищения казака от всех вольных или невольных прежних провинностей.
Белгородские казаки настроены на серьезную работу и планируют в ближайшем будущем значительно расширить свой круг как количественно, так и в части влияния на общественную жизнь.
Казачий атаман Геннадий Колочко: «Главное дело жизни для каждого казака – стоять на защите Отечества!»
Белгородские казаки на отдельском казачьем круге большинством голосов выбрали своим атаманом коренного белгородца Геннадия Викторовича Колочко. Кто он – наш батька-атаман? Что собирается делать, возглавив областное формирование войска казачьего, испокон веков верой и правдой служившего Отечеству на рубежах его?
Родился Геннадий Колочко в 1962 году в станице Кошары, как некогда называлась юго-западная окраина Белгорода. Удивительно прошло детство обычного советского ребенка. Бабушка Дарья, вспоминает Геннадий Викторович, была набожным человеком, она даже детей и внуков-пионеров с собой в церковь брала, что в то время не приветствовалось правящим коммунистическим режимом. У Гены почерк был хороший, бабушка его частенько просила молитвы переписывать аккуратными большими буквами. И ничего страшного: он молитвы переписывал, читал их, вникал в слова Писания, а в школе был комсомольским вожаком.
Потом поступил в институт, выучился, получил юридическое образование, работал в прокуратуре. Казалось бы, все при нем, можно пожинать плоды и почивать на лаврах. Но настоящие мужчины всегда там, где горячо.
В 2001 году Геннадия Колочко назначили начальником отдела по надзору за следствием в прокуратуре Республики Чечня, в 2005 году он возглавил отдел криминалистики республиканской прокуратуры. Местные жители – и друзья, и враги – звали отважного казака «Шериф». За строгость и неподкупность, за уважение к закону и нетерпимость к тем, кто его нарушает.
Организовать казаков Белгородчины в единое общество было давней мечтой Геннадия Викторовича. Для этого он долго в архивах документы искал, ездил не раз за советом и опытом к соседям. И вот теперь казаки Белогорья оказали ему высокую честь – избрали своим атаманом.
– Геннадий Викторович, как в России организовано казачество? Каждый регион сам по себе или есть единое управление и общие цели?
– В России казачье движение довольно серьезное, его деятельность подкреплена федеральными законами. Всего по России 11 казачьих войск. Белгородский отдел вошел в Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско», куда приписаны 17 регионов страны.
– Из истории мы знаем о деятельности казаков на нашей земле, но там были корни глубокие и традиции, веками освященные. А из кого нынче создано отдельское казачье общество на Белгородчине? Откуда здесь казаки взялись, на какой основе возродилось казачество как общественная сила?
– На Белгородчине давно существовали казачьи общества в Старом Осколе, Губкине, Алексеевке и других районах. В 2005 году была образована областная общественная организация «Станица». Но о настоящем и полноценном единстве говорить можно только теперь. Сегодня в области около полутора тысяч казаков, включая членов их семей. Для того чтобы полноправно войти в единый казачий реестр, отдельскому обществу надо набрать более двух тысяч членов. Эта цифра не за горами. В наших планах – провести оказачивание всех районов Белгородчины.
– Нужны ли определенные качества для того, чтобы стать казаком? Что важнее – родовые казачьи корни или сила мускулов и умение лихо верхом скакать?
– В некоторых обществах, например, во Всевеликом войске Донском, родовые корни строго учитывают. В Белгородской области, которая издревле была приграничной, казаками считались служивые люди, присланные из разных мест. Вот и сегодня – главное изъявить желание принять участие в нашем движении, признавать Устав общества, соблюдать правила и традиции, принятые среди казаков, и всем сердцем исповедовать православную веру. Очень деятельно мы помогаем соотечественникам, которые вернулись в Россию из других республик бывшего Советского Союза. Принимаем в казаки, помогаем с работой.
– И что будут делать белгородские казаки?
– То, что делали во все века – стоять на защите Отечества, во всех смыслах этого слова. Это и охрана общественного порядка, и природоохранная деятельность, помощь МЧС в сложных ситуациях, качественная охрана границ.
– А как относятся казаки к семейным традициям? Нагайкой будут наказывать?
– Нет, нагайкой не будем – это противоречит закону РФ, а вот семейные традиции развивать просто необходимо. Семья – опора, тыл казака. Один из основных видов деятельности – воспитание детей. Стыдно казаку воспитать слабого ребенка, неспособного служить в армии, заниматься спортом. Чтобы дети были крепкими и здоровыми, надо в семьях с самого первого знакомства жениху и невесте вести здоровый образ жизни, укреплять тело, очищать душу. У казачества много добрых традиций, например, на сороковой день от рождения сына казак берет ребенка на руки, символически надевает на него шашку, а потом отдает матери со словами: «Принимай и воспитывай, мать, казака». Когда казачонку исполняется пять лет, именно отец сажает его на лошадь и везет в церковь. В Центральном казачьем войске разработана программа «Дети – земля – казаки – государство», которую мы будем реализовывать в области.
Военно-патриотическое воспитание – один из основных видов нашей деятельности. В области существует несколько казачьих классов, в будущем их будет гораздо больше. В селе Ливенка Красногвардейского района активно работает военно-патриотический казачий клуб. В обучение юных казачат будет входить верховая езда, фехтование на шашках, различные виды единоборств и серьезное общее физическое развитие, а вместе с тем и этикет. Но кроме этого в спецклассах будут изучать закон Божий. И тут уж без возмущений: не принимаешь православную веру – не иди в казаки. В итоге мы хотели бы выйти на серьезный проект – казачий кадетский корпус.
– Сегодня достаточно сложная политическая обстановка в отношениях России и Украины. Вы не боитесь, что вас призовут поднять оружие против казаков украинских или они нападут на наши рубежи?
– Эти вопросы серьезно обсуждаются на казачьих кругах в России и на Украине. Сегодня казаки Украины даже во Львове выступают против вхождения Украины в НАТО.
Я как представитель российского казачества на Верховной Раде Украины заявил: «Я не хочу смотреть в оптический прицел на своего друга – атамана Харьковской области». Все казаки Украинского реестрового общества меня поддержали. Мы вместе выдвинули лозунг «Казаки всех стран – объединяйтесь!»
– Казачество немало натерпелось от пришедших к власти в 1917 году коммунистов. Можно смело говорить о физическом уничтожении казачества. Как вы сегодня относитесь к коммунистам?
– Казаки на сегодняшний день внепартийное общество. Указ Ельцина о реабилитации казачества, изданный еще в 1992 году, в который вносились необходимые изменения и дополнения Путиным и Медведевым, можно считать актом покаяния перед миллионами уничтоженных казаков и их потомками. Но чтобы не быть далекими от политической жизни страны, современное российское казачество действует активно, выдвигает свои кандидатуры в различные органы власти. В связи с закреплением мажоритарной системы, возможно, на всероссийском уровне встанет вопрос о создании партии казачества.
– А есть ли какие-либо материальные и моральные преимущества у казаков перед другими членами общества?
– В первую очередь, у них должна быть колоссальная ответственность. Но и преимущества есть. Мы планируем организовать для членов общества бесплатные юридические консультации, помогаем в оформлении земли, развитии сельхозпроизводства. После вхождения в единый реестр казачьих войск появятся и более существенные льготы, прописанные в Федеральном законе № 154 «О государственной службе российского казачества» и других нормативных документах о казачестве.
На сегодняшний день нас поддерживает руководство области и города Белгорода. Губернатор Евгений Савченко на встрече, посвященной развитию казачества в области, сказал: «Любо!». Выделено помещение по адресу: ул. Горького, д. 69. Есть договоренность о финансовой поддержке на начальном этапе развития. В будущем мы планируем организовать оплачиваемую госслужбу, строительство казачьих станиц. Планов много и силы есть.
Беседовала
Татьяна ЛАПИНСКАЯ
Новое на сайте
Новые комментарии
-
8 недель 2 дня назад
-
8 недель 5 дней назад
-
10 недель 2 дня назад
-
10 недель 3 дня назад
-
14 недель 4 дня назад
-
14 недель 5 дней назад
-
15 недель 5 дней назад
-
15 недель 5 дней назад
Новое в блогах
Комментарии к блогам
-
8 недель 4 дня назад
-
17 недель 4 дня назад
-
44 недели 12 часов назад
-
1 год 19 недель назад
-
1 год 23 недели назад
Куда дели истинных казаков ЗАПОРОЖСКИХ!КОТОРЫЕ БЫЛИ РЕЕСТРОВЫМИ!а на Слобожанщине СТАЛИ СЛОБОДСКИМИ!Создали Слободские казачьи полки в которые входили сотни из населенных пунктов Белгородчины!! ДОНСКИХ читая историю Белгородчины нигде не встречал !наверное это были не казаки а просто формирования!!? к тому времени!!НЕ НАЗЫВАВШИМИСЯ КАЗАКАМИ??
Автору статьи по истории надо поставить твёрдую двойку. Вместе с "атаманом".
Не было никаких белгородских казаков приписанных к Войску Донскому. Не было никаких русских казаков.
Не было никогда "станицы Кошары".
Стыдно должно быть, товарищи. Не приписывайте себя к народу к которому не имеете никакого отношения. Не по Сеньке шапка.
Вспомните лучше своих предков, свои народные традиции, песни, одежду и т.д.
Это художественное произведение - сказка, в котором разрешается придумывать небылицы!
Эти "казаки" пристроились быть ряжеными на различных увеселительных мероприятиях.
Обвешались разными цацками. Даже октябрёнские значки на некоторых можно найти.
Глупость в настоящее время скакать на конях и шашками махать!
Лучше бы они работать шли.
№11. ЗАПИСКА ДОНЕЦКОГО СЫСКНОГО НАЧАЛЬСТВА О ВЫШЕДШИХ ИЗ ПОВИНОВЕНИЯ КРЕСТЬЯНАХ СЛОБОД БОЛЬШИНСКОИ, ШАРПАЕВКИ И ПОСЕЛКА ТАЛОВСКОГО
Май 1828 г.
...В округе оного начальства между многими крестьянами обнаруживается дух мечтательного беспокойствия касательно вольности, ими себе присваиваемой... В слободах Ефремовой, Большинской до 400 дуга и полковницы Мартыновой Шарпаевки до 10 семейств оказались подверженными к вольнодумству, полагая права свои на то, по происхождению будто бы предков их из рода казаков, и мысль сия внушена им каким-то освободившимся из сего звания служащим в Войсковой канцелярии казаком Казминым.
Стараясь пресечь дело сие в самом начале, по получении упомянутого сведения поручив полицмейстеру полковнику Денисову обыскать секретно казака Казмина, нет ли в квартире его бумаг, относящихся: до вольности крестьян, или черновых просьб и прочих, г-н полицмейстер открыл у него, Казмина, действительно черновые просьбы Ефремовых и одного Мартыновой крестьян, писанные были насчет свободы Казминых служащим в Войсковой канцелярии урядником Иваном Абрамовым, в Черкасском сыскном начальстве - урядником Романом Меркуловым и казаком Павлом Киреевым, большею частью основанные на высочайше утвержденном мнении Государственного Совета в 10-й день марта 1824 г. о обращении малороссиян, уступленных станицами помещикам в казаки, несмотря на то, что сие постановление отнюдь до них не касается, есть сепаратное и отнесено токмо на одно время и что все крестьяне на Дону по разуму указа 1796 г. декабря 12 есть владельцам крепки, а указом 21 сентября 1815 никаких просьб ни токмо писать, но и принимать не велено.
Следовательно, претензии сих крестьян, подстрекнутых буйными сочинителями тем, что будто они имели предков в казачьем звании, есть не что иное как одно коварство и дерзость сочинителей, основавших виды свои на простоте крестьян...
(ГАРО, ф. 249. оп 1, д. 72, лл. 14-15, 25-26 об.)