Утро на платформе железнодорожной станции «Белгород». Пассажиры ожидают опаздывающую на пятнадцать минут электричку на Харьков. Народ пёстрый, разношёрстный. Кто-то тащит с полста картонных коробок, торопясь успеть до прибытия электрички, кто-то, позёвывая, делится с собеседником последними новостями: «Слышь, кум, в прошлый раз контрабанду искали и высадили из поезда чуть не половину народа».
Наконец прибывает битком набитая харьковская электричка, давно превратившаяся из пассажирской в грузовую. Везут тоннами, не глядя на то, что ручной клади – 50 килограммов на пассажира. Но наш народ на выдумки богат! Вот и здесь не растерялись хитрые перевозчики: за умеренную плату нанимаешь 10 человек – и пожалуйста, можешь провезти полтонны на законном основании.
Мешочники с неимоверной скоростью, слаженно и без малейшей запинки сгружают из вагонов свои мешки и баулы и чуть ли не бегом удаляются с тележками в неизвестном направлении, а те, что едут на Харьков, так же быстро загружают освободившиеся места.
В электричке всё забито картонными ящиками, мешками, сумками. Воздух пропитан запахом немытых тел и грязного белья.
– Олька, чей там ящик на платформе с селёдкой остался? – спрашивает шустрая бабёнка лет пятидесяти у своей напарницы.
– Кажись, Аллочкин.
– Она что, на работу сегодня не вышла?
Всё правильно: челночить – это работа. Очень тяжёлая , изнурительная, нервная и, что нередко, сопряжённая с неприятностями таможенного досмотра.
– Мне без разницы, чья селёдка и чей ящик, я связываться с этим не буду, – отвечает напарница, бережно складывая в сумку партию витаминов для кастрированных котов.
Ходовой товар однако! Ходовой – потому и востребован на рынке в сопредельном государстве.
Когда электричка трогается с места, жизнь в ней продолжает бить ключом с не меньшей интенсивностью. Пассажиры шумят, ругаются меж собой, но не забывают и о посторонних. Вдруг осыпали упрёками севших не на своё место людей, возвращающихся из больницы в родное село. А что скажешь? У кого-то здесь работа, а эти – «ездют просто от нечего делать».
Мешочно-челночный бизнес – сложный, но отлаженный, чётко работающий механизм. Тут есть свои правила, у каждого мешочника и права есть, но есть и обязанности. Например, платить кому положено заранее условленную сумму. Тут строго: не подмажешь – не доедешь, а доедешь – не пройдёшь таможню.
Если говорить прямо, то, что творится в приграничных электричках, иначе как безобразием не назовёшь. Возникают закономерные вопросы: что делается и что необходимо сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?
Белгородские пограничники и таможенники проводят большую и планомерную работу по предотвращению ввоза на территорию России незаконных грузов. С начала текущего года было пресечено более 120 попыток незаконного ввоза на территорию РФ контрабандного груза на сумму около шести миллионов рублей.
Граждане украинского приграничья пытались ввозить на территорию России продукты питания, товары народного потребления, электротовары, церковную утварь. Без сертификатов, разумеется, без каких-либо сопроводительных бумаг. Зачастую это негодный, а то и опасный для здоровья людей товар. Попытки, конечно, пресечены на корню и впредь будут пресекаться самым решительным образом.
Но как сделать, чтобы у контрабандистов даже мысли не возникало проскочить границу мимо российской таможни на электричке?
Решением проблемы использования электропоезда как средства доставки контрабандного товара вплотную занялись органы власти. Создана рабочая группа, которая проводит регулярные рейды, нацеленные на наведение порядка и обеспечение безопасности пассажиров в пригородных электричках.
Однако говорить о каких-то заметных успехах в этом вопросе пока рано. Главная проблема в том, что весь электротранспорт формируется в Харькове. Это означает, что мы имеем то, что имеем, а реально повлиять на положение дел не можем. С нашей стороны неоднократно направлялись письма в адрес мотовагонного депо Харькова, но особых сдвигов нет.
Почему так? Может быть, потому, что кому-то на той стороне невыгодно решать проблему радикально. Да и на «этой», видимо, не всем за державу обидно.
Судите сами. Есть электрички «сквозные, но у двух из четырёх по направлению Харьков – Белгород имеется остановка в Красном Хуторе, который вплотную примыкает к российско-украинской границе. Как ни удивительно, но пункта пограничного пропуска и таможенного контроля в Красном Хуторе нет. На простом языке это называется «контрабандистский рай».
Уже давно ни для кого не секрет, что Красный Хутор стал перевалочной базой. Здесь харьковские электрички останавливаются независимо от расписания. Если машинист забыл тормознуть, мешочники запросто «стоп-кран» сорвут, но поезд остановят. Бывало, что ящики и мешки выбрасывали прямо из окон электричек на ходу. Груз подбирали местные люди и быстро уносили с глаз долой.
Выход здесь, казалось бы, очевиден: надо исключить станцию Красный Хутор из расписания движения электричек и делать первую после границы остановку там, где оборудован погранпост и обеспечен таможенный досмотр грузов. Ан нет! Не желают харьковские машинисты проскакивать на ходу Красный Хутор. Невыгодно, видимо.
Да и жители Красного Хутора активно протестуют, ибо сильно не хотят, чтобы их «отрезали от большой земли».Точнее, от незаконного приработка.
– Как это – отменить остановку? – возмущается работник почтового отделения в Красном Хуторе Светлана Таран. – Как, скажите, люди будут добираться в Белгород из-за вашей границы? Молодёжь в селе есть, всем работать надо, а у нас никакой работы нет. Очень много проблем возникает у людей, когда надо выехать в больницу, что расположена в селе Красный Октябрь. Вы видели нашу дорогу? Но если даже её построят, о чём говорят много лет, ничего не изменится. В Красном Хуторе надо делать пункт пропуска. Тогда, может быть, что-то изменится в лучшую сторону.
В лучшую, спросите вы, это куда? А вот туда: чтобы нелегальный товар не попадал в Россию, чтобы не везли беспрепятственно оружие и наркотики. Пока везут и пока Красный Хутор будто бы на ничейной земле находится, так и будет.
Как рассказал начальник отдела пограничной охраны Пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям Валерий Матник, вопрос о строительстве пункта пропуска в Красном Хуторе поднимался неоднократно. Размещение в первом российском селе после пересечения границы официального КПП было бы решением всех вопросов, связанных с погранично-таможенным контролем.
Что тут возразить? Мы просто обеими руками «за». Вопрос только в том, почему никто ничего не делает и даже не собирается, если говорить прямо. Одни лишь разговоры и ничего более. Да ещё местные СМИ масла в огонь подливают. На днях некоторые прямо крик подняли – караул, беспредел, пограничники собираются отрезать Хутор от электричек! И никому из тиражирующих нелепые вопли даже дела нет, что они льют воду на мельницу контрабандистов.
Многие компетентные лица, что совершенно справедливо, видят суть проблемы прежде всего в крайне неэффективной работе Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации. Структура была создана три года назад, но по сей день не сформировала своих администраций в пунктах пропуска, где концентрируются основные транспортные потоки. Хозяйствующая структура «Росграница» тоже ведёт себя крайне пассивно. Нет разработанных норм по проектированию, строительству, техническому оснащению пунктов пропуска.
Мы встретились с директором Белгородского филиала ОАО «Росгранстрой» Евгением Ивахненко. Ответственный товарищ слегка нас обнадёжил, но было ясно, что перспектива решения наболевшего вопроса скрыта где-то за горизонтом.
– Совместно с пограничниками и таможенниками мы считаем, что в Красном Хуторе необходимо строительство официального пункта пропуска, – рассказал Евгений Григорьевич. – Сегодня формируется федеральная программа 2012-2017 годов, которая будет принята в ближайшее время. Под неё подпадают все железнодорожные и автомобильные пункты пропуска. Частично уже разработана проектно-сметная документация.
Вот и весь сказ. И сразу вспомнилось, что когда-то была у нас федеральная целевая программа «Государственная граница 2003 – 2010 гг.». Деньги, говорят, на её реализацию выделялись приличные. И что с того? И денег не видать, и пунктов пропуска, где им быть полагается, тоже не наблюдается. А потому в Красном Хуторе, где нет работы, о работе молчат в тряпочку. Да и когда лясы точить – все делом заняты.
Алина ПОЛЬСКИХ
Красный Хутор – Белгород
_________________________________________________________________________
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Фирма "Союз" осуществляет быстрые грузоперевозки до Казахстана. Компания много лет занимается законными грузоперевозками и имеет множество клиентов, по достоинству оценивших высокое качество оказываемых услуг.
__________________________________________________________________________
Новое на сайте
Новые комментарии
-
6 недель 6 дней назад
-
7 недель 2 дня назад
-
8 недель 6 дней назад
-
9 недель 4 часа назад
-
13 недель 1 день назад
-
13 недель 1 день назад
-
14 недель 2 дня назад
-
14 недель 2 дня назад
Новое в блогах
Комментарии к блогам
-
7 недель 21 час назад
-
16 недель 1 день назад
-
42 недели 4 дня назад
-
1 год 18 недель назад
-
1 год 22 недели назад
Давеча сообщили по радио реляцию, что задержали на границе ввозившего в Россию 55 кг орехов. Вёз без лицензии и санитарного сертификата. Наверное хотел подгадить москалям - подорвать мощь России. Где он на своём огороде возьмёт эти документы? А в органы обращаться из-за 55 кг орехов - ещё должен останешься. Считаю, что надо разрешить ввоз в Россию продукции со своего огорода в определённом количестве. Взял справку в сельсовете и вези. Это будет на пользу русским людям. Конкуренция турецким лицензионным, химией пропитанным, овощам и фруктам и цены упадут. Странное дело, люди везут в Россию, на пользу живущим здесь, а их задерживают и хвалятся этим, как достижениями. В Советское время везли фрукты и овощи в Белгород из Абхазии, Грузии, Украины, Молдавии и других мест. Утром, на ж.д. станции из поездов Цхалтубо,(Сухуми, Тбилиси, Адлер и т.п.)-Москва граждане в кепках выгружали ящики с виноградом, персиками,гранатами, мандаринами и везли их на базар. Никто их в советское время не хватал и фрукты-овощи не отнимал. И цены на рынке были приемлемые.Говорим о дружбе с Украиной, а ихних людей с черешней, помидорами, огурцами и другими фруктами-овощами задерживаем.Никому от этого вреда не будет. Олигархам вывозить из России миллиарды долларов разрешают, а ввезти 55 кг орехов - нет.
Сегодня областные ТВ-новости показали доблестных белгородских таможенников - лучших в мире. Я смотрел на этих раздобревших на народном добре стражей и понимал, что они костьми лягут, но не допустят вхождения Украины в Таможенный союз. Это же устранение таможни - куска хлеба с икрой! Да они будут рвать любого за головку чеснока, лишь бы доказать собственную необходимость.
...Страшная у нас страна. Сплошные погоны, звезды, аксельбанты, кадеты и казаки. Как при Николае I. Утешает только то, что тогда всё кончилось Великими реформами. Даст Бог - и теперь перезимуем
Всё верно. Эти слуги народа вкупе с пограничниками занимаются, как правило, профанацией. И то, как они "заботятся" об экономической безопасности государства, больше напоминает имитацию этой самой заботы. По большому счету им плевать на людей. Главное показать свою особую важность в системе государственных институтов. Это же практически "советско-китайская" граница. А то что Украина и Россия веками жили вместе, между нами все тесно переплетено - так это ошибки истории. Такая удобная логика.
Вы еще заминируйте границу,колючая проволока и прочее)))
Экономику нужно подымать и нормально развивать,тогда и будут мешочники исчезать,людям нет нормальной работы и оплаты,что в украине так и в России.
Если Вы разумный журналист ,то должны это понимать,а не границами отгораживаться!
А сколько обойдется строительство и функционирование этого пункта? Почему Вы об этом умалчиваете?