Мировая пресса бьет тревогу о всёвозрастающих экологических проблемах человечества. Отечественная архитектура вновь обратилась к актуализации национальной доктрины градостроительства – программного документа государственного уровня значимости, важнейшей составляющей которой всё больше осознаётся экологическая проблема, гармонизация взаимосвязи и взаимовлияния населения и природной (естественной) среды его обитания.
Не случайно работа одного из общих собраний Российской академии архитектуры и строительных наук (Белгород, 2008) была, в основном, посвящена теме «Здоровье населения – стратегия развития среды жизнедеятельности».
Современная наука и практика здравоохранения пришли к неопровержимому выводу: фактически все серьёзные болезни человека имеют средовую этиологию. Американские учёные в итоге многолетних наблюдений установили, что миллиардные инъекции в традиционное здравоохранение бессмысленны, ибо оздоровить и вылечить человечество может только природа своими присущими ей незаменимыми никем и ничем путями и силами (добавим: особенно, если эта природа ещё и своя, родная).
В 2010 году по решению правительства Белгородской области стартовал проект, направленный на кореннόе преобразование среды обитания жителей области, получивший название «Зелёная столица». По замыслу этого проекта, вся область и в особенности прилегающие к Белгороду территории станут единым парковым пространством. В докладе губернатора Евгения Савченко отражена принципиально важная особенность подхода белгородского правительства к достижению этой цели: «Главный ресурс и условие успешного осуществления проекта «Зелёная столица» не деньги и не материальные ресурсы, а активность наших жителей, предприятий, учреждений, трудовых коллективов».
В Архитектурно-строительном институте и Академическом научно-творческом центре архитектуры и градостроительства БГТУ им. В.Г. Шухова выполняется ряд актуальных как плановых, так и инициативных (в русле формулы «Со всеми и для всех») программ, во многом непосредственно связанных с методическими и функционально-пространственными аспектами реализации выше названного проекта.
В частности, в Архитектурно-строительном институте БГТУ им. В.Г.Шухова выполнена и в 2009 году успешно защищена в МАРХИ (Москва) кандидатская диссертация, посвящённая проблеме оздоровления человека посредством гармоничной взаимосвязи (взаимовлияния) факторов искусственной (архитектурной) и естественной (природной) среды на примерах природно-климатических и других условий Белгородчины.
В процессе сбора и изучения материалов по ландшафтным, экологическим, расселенческим и иным особенностям региона мы ознакомились с близкой к своему проектному завершению работой по прокладке автомобильной дороги федерального значения Москва – Юг по территории Белгородской области (в частности – Яковлевского района).
Этой дорогой мы заинтересовались не только потому, что транспортные коммуникации являются одним из основных системообразующих компонентов производительных сил региона и подчас представляют основной предмет разработки проекта или схемы районной планировки. Согласно предлагаемой проектом трассе, эта дорога вначале полностью совпадает с существующей «М‑4», но на траверсе с.Терновка круто сворачивает влево по ходу и дальше идёт по территории сёл Терновка, Шопино и далее – в сторону Корочи.
Следует высказать искреннее сочувствие и уважение проектировщикам, которые были вынуждены решать, без преувеличения, крайне сложную задачу: найти компромисс в предпочтениях социального, экономического, экологического, инженерно-технического и др. характера, учитывая при этом и нравственную составляющую всех наших планов и задумок.
Исходя из крайне ограниченного объёма материала, с которым мы смогли познакомиться (только в пределах территорий сёл Терновка и Шопино), всё же рискнём коснуться ряда вопросов и замечаний по этому – пусть локальному, но крайне важному (по имеющимся у нас сведениям – ещё не утверждённому) проекту.
Ландшафт зоны села Шопино, при всей его особенности и неповторимости, характерен для южной части Средне-Русской возвышенности. Без преувеличения, это настоящие и будущие «лёгкие» нашего прекрасного Белгорода и его предместий и одна из идеальных территорий для реализации предначертаний Закона о родовых усадьбах и поселениях, одно из которых предполагает, что владеть землёй будут знающие и любящие её люди.
Жаль, мало кто знает или помнит, например, трагедию сказочно дивных пойменных сенокосных лугов в верховьях Ворсклы, распаханных и превращённых (увы – навсегда!) в комариные болота. Даже с первого взгляда на проект, одним из возможных решений представляется вариант №1. Варианты прокладки трассы дороги №2 и №3 полностью пересекают пойменную долину с. Шопино по насыпной дамбе – от (орографически) левого склона до правого склона (на траверсе храма).
Печальный опыт пересечения пойменных долин речек и ручьев, подобных шопинским, свидетельствует о том, что со временем, из-за нарушения сложившегося веками естественного стока, они превращаются в заболоченные территории, навсегда теряя свою сельскохозяйственную и рекреационно-ландшафтную ценность. Зачем далеко ходить за примером: выше долины, о которой идёт речь, проходит по дамбе дорога «М‑4», отсекающая теперь заболоченные её верховья.
Кто по железной дороге имел случай пресекать просторы Западной Сибири, не мог не обратить внимания на стокилометровой протяжённости умершие массивы берёзовых лесов, отсечённых от своих счастливых собратьев железнодорожным насыпным полотном-дамбой, перекрывшим естественный сток вод.
Пример Сибири ещё можно как-то объяснить (оправдать?) тем, что в то время решался вопрос экономической «жизни и смерти» страны.
Сегодня же, когда наше правительство, внемля гласу народа, на первое место ставит здоровье и экологическое благополучие наших людей, стремление экономить за счёт потери невосполнимых и невосстановимых народных рекреационно-ландшафтных ценностей, таких как шопинско-терновские долины, уникальный, единственный в своём роде и, без преувеличения, не имеющий цены Святой источник в селе Шопино, родной каждому здравомыслящему белгородцу (и не только!), объяснить и оправдать невозможно.
Давно, с полвека тому назад, в массовом прокате был суровый, но добрый и мудрый кинофильм «Покаяние», квинтэссенция идеи которого вынесена в заглавие нашей реплики. В фильме есть эпизод: в окошко дома героини фильма постучала старушка и спросила, ведёт ли эта улица к храму, а героиня ответила, что не ведёт.
«Зачем же нужна улица, если она не ведёт к храму?», – грустно спросила старушка и поставила тем самым вопрос, ответ на который может дать только само общество. Несколько перефразируя изложенное, хочется сказать: зачем скрупулёзно высчитывать тонны, метры, кубометры земли, материалов и конструкций, количество намечаемых к сносу жилых домов и т.д. и т.п., если варианты всё равно не ведут к Храму, если под этим понимать Природу, родную землю и нашу ответственность за то, что мы оставим в наследство будущим поколениям.
Нам представляется, что строительство автомобильной дороги федерального значения Москва – Юг по территории Белгородской области – это именно тот случай, когда к ответственной процедуре оценки и выбора решения следует подключить «главный ресурс», о котором говорил губернатор Белгородчины в своём докладе.
Геннадий Лаврик,
доктор архитектуры,
профессор,
руководитель Академического
научно-творческого центра
РААСН-БГТУ им. В.Г.Шухова,
почетный работник высшего профессионального образования России,
действительный член Академии архитектуры Украины,
член Союза архитекторов России
Новое на сайте
Новые комментарии
-
7 часов 6 минут назад
-
18 часов 41 минута назад
-
19 часов 24 минуты назад
-
21 час 46 минут назад
-
21 час 57 минут назад
-
22 часа 3 минуты назад
-
23 часа 33 минуты назад
-
1 день 50 минут назад
Новое в блогах
Комментарии к блогам
-
6 недель 4 дня назад
-
7 недель 2 дня назад
-
7 недель 2 дня назад
-
7 недель 4 дня назад
-
7 недель 4 дня назад
Неправда, что
"""наше правительство... на первое место ставит здоровье и экологическое благополучие наших людей""".
На первом месте - уничтожение населения. Тому много фактов и нет опровержений.
Все дороги к Храму должны быть закрыты. Дорога к Храму - есть погибель для человека.
Проще всего через всю пойму построить мост, а не насыпь. И дешевле, и природа не пострадает.