В газете «Курские ведомости» за 1903 год, предоставленной нам работниками Борисовского краеведческого музея, живой интерес вызвала статья неизвестного автора, которую мы перескажем сейчас своими словами, со всем тщанием переводя с русского дореволюционного на современный.
28 сентября 1903 года в слободе Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии (ныне – поселок Борисовка Белгородской области) произошло торжественное освещение и открытие памятника царю-освободителю Александру II. Сооружен был памятник по решению борисовского волостного схода, состоявшегося 13 февраля 1901 года в память о сорокалетии со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости. Случай довольно примечательный – не так уж часто крестьяне ставили на свои кровные деньги памятник царю. Но как родилась у борисовцев мысль о памятнике царю-батюшке, которого в народе прозвали Освободителем?
Во-первых, нужно отметить, что все двадцать пять тысяч (почти в два раза больше, чем сегодня) жителей слободы отличались безграничной любовью к своей малой родине, бережным отношением к историческому наследию во всем его многообразии.
А это есть признак культурного народа с высокой гражданской позицией и развитого демократического государства, где преданность престолу и Отечеству впитывалась с молоком матери.
Духовное развитие и совершенствование находились на первом плане в воспитании и становлении достойных сынов и дочерей своей Родины. Тому способствовали четыре приходские церкви, большой женский монастырь, представляющий собой как бы особый городок с населением свыше тысячи душ монашествующих лиц, 16 школ мужских и женских, в том числе городское и мужское училище, образцовое двухклассное женское, преобразуемое в прогимназию, школа ремесленников, школа живописи. Население слободы Борисовка вообще отличалось промышленным, живым и предприимчивым духом. Главное занятие жителей – иконопись и иконообдельчество (киоты для икон), затем следуют ткачество, столярное, кожевенное, сапожное дело. Иконами слобода Борисовка обеспечивала весь юго-западный край России, играя важнейшую роль через свою иконную продукцию в духовной, этической и эстетической жизни народонаселения этой области страны.
За товарами борисовцы ездили в Москву, Варшаву, Лодзь и даже в Астрахань, что обогащало значительными практическими знаниями. Юные сыны Борисовки успешно поступали в сельскохозяйственные и технические училища, в гимназии и семинарии, в институты и университеты. Наконец, многочисленное духовенство (одних священников 12 человек) и большой учительский персонал (свыше 30 человек) составляли интеллигентную и культурную прослойку в слободе.
Идея создания памятника в сознании борисовцев зародилась ещё в 1886 году, когда исполнилось 25 лет со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости. Борисовский волостной сход решил установить в волостном правлении в память царя-освободителя икону святого благоверного великого князя Александра Невского. Икона была заключена в золочёный киот, перед ней ежегодно в день мученической кончины императора служили панихиду, а в Успенской церкви – литургию. Александр II погиб 1 (13) марта 1881 года от взрыва бомбы, брошенной в него террористом Игнатием Гриневицким.
В 1901 году, когда отмечали 40-летие освобождения крестьян, в Борисовке закрылось местное общество трезвости и воздержания. Свой капитал в 260 рублей оно предоставило в распоряжение волости с предложением употребить деньги для сооружения памятника Александру II. Волостной сход одобрил эту инициативу и принял решение ассигновать ещё 500 рублей. Конечно, сумма была мала для такого великого дела. Поэтому следующий волостной сход выделяет ещё 1000 рублей, избирает комиссию, которой было поручено производить сбор пожертвований. Все сыны слободы Борисовка сердечно откликнулись на призыв родного крестьянского общества. И даже самый что ни на есть нищий борисовец со слезами радости вносил свою посильную лепту, жертвуя последнюю копейку на памятник царю-батюшке.
Памятник заказали фирме «А. Моран». Автором его стал академик Радкевич. К чертежу приложили ходатайство тогдашнего курского губернатора графа Милютина к министру внутренних дел Плеве. И вскоре было получено высочайшее Его императорского величества Николая II одобрение. Эта весть вызвала у борисовцев настоящий восторг. Таким образом, за деньги, собранные практически с каждого подворья, создаётся этот памятник.
Его торжественно открыли 28 сентября 1903 года. Фигура царя отлита из бронзы, а пьедестал высечен из тёмного гранита-лабрадора. На постаменте выгравированы: посвящение – «Императору Александру II»; цитата из Манифеста 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права – «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного», а также подпись: «Крестьяне Борисовской волости в ознаменование сорока лет освобождения крестьян от крепостной зависимости».
Вот что было написано про памятник царю-освободителю в Борисовке в начале прошлого века. Естественно, в первоисточнике нет сведений о дальнейшей судьбе уникального во всех отношениях монумента. Известно лишь, что памятник в центре Борисовки простоял всего 15 лет. В 1918 году он был разрушен, так как в новом пролетарском государстве, взявшем на вооружение большевистскую доктрину, стояли иные цели и задачи, несовместимые с понятиями духовности. Рядом с великой русской культурой, ненавистной большевикам, выстраивался новый псевдокультурный монстр, открыто провозглашающий отрицание всего русского, православного, истинно духовного.
Куда подевалась бронзовая фигура царя-освободителя, неизвестно. Часть постамента сейчас находится во дворе старого здания местного историко-краеведческого музея. Историческая реликвия, чудом сохранившаяся, служит справедливым укором нынешнему поколению. И укор этот в растраченном чувстве благоговейной преданности к своему Отечеству, его историческому и культурному наследию. Получается, что наше общество пошло по пути регресса, растеряв демократические идеалы и твердость гражданской позиции, присущие поколению России престольной?
Возникает закономерный вопрос: если уж вождь пролетариата посчитал возможным глумление над вековыми идеалами русского народа – православием, добролюбием, нестяжательством, уважением к предкам, целомудрием и скромностью, тогда почему мы обязаны чтить память о нем? Не справедливо ли переплавить бронзовый памятник В.И. Ленину, своим видом портящий главную площадь Белгорода, и воссоздать из той бронзы памятник царю Александру II Освободителю в Борисовке?
Оксана Закутская
п. Борисовка – г. Белгород
Новое на сайте
Новые комментарии
-
7 недель 1 день назад
-
7 недель 4 дня назад
-
9 недель 1 день назад
-
9 недель 2 дня назад
-
13 недель 3 дня назад
-
13 недель 4 дня назад
-
14 недель 4 дня назад
-
14 недель 4 дня назад
Новое в блогах
Комментарии к блогам
-
7 недель 3 дня назад
-
16 недель 3 дня назад
-
42 недели 6 дней назад
-
1 год 18 недель назад
-
1 год 22 недели назад
Очень признательна, Владимир Устинович, Татьяна Александровна, Нелли за положительную оценку статьи, за то, что поддерживаете мою мысль о чувстве преданности своему культурному наследию.
Хотелось бы уточнить у Землячки, что я конкретно очернила? Или, может быть, Вы поясните, какие цели и задачи ставили перед собой большевики, уничтожая исторические реликвии?
Церкви не добавляют, а восстанавливают и строят, причем на деньги народа и по его воле. Самообеспечению, самоокупаемости и дисциплине монастырей надо просто позавидовать. Как не пытались коммунисты построить "светлое будущие для народа" "по образу и подобию" - не получилось - духовная основа разная. А с вашей "такой справедливость" выросло целое "инкубаторное" поколение, которое навряд ли станет хозяином, в первую очередь своей жизни, не говоря уже о стране.
Очернять прошлое большого ума не надо, тем более все меньше остается в живых очевидцев тех событий. А из вашей статьи только и понятно: надо еще добавить церквей в Борисовке, да и монастырь неплохо бы открыть и тогда простые смертные поползут на коленях на поклон к царю-батюшке. Вот только молодежи негде работать в Борисовке, и нужно уезжать на заработки,месяцами не жить дома, на свинарниках по двенадцать часов пахать, не зная как выучить детей. А если уж заболеешь, так лучше сразу на кладбище. Вот такая и справедливость в настоящем, а не в прошлом.
Побольше таких очерков! Видно 40 лет - это то необходимое для истории время, что бы люди поняли и оценили правильно те или иные события в становлении своей Родины.
Пронзительный очерк! Спасибо, Оксана. Вот истинная цена истинных слов: и ни намёка о выборах, и лучшего предвыборного материала не написать.
Ещё раз спасибо. А памяник вернётся. Непременно.Память нетленна
Справедливо, Оксана. Полностью поддерживаю, хорошая статья.