Выставка сербского художника Милана Сташевича удивила во всех смыслах, как по содержанию, так и по технике исполнения. Да и прибыла она в Белгород в день открытия, что потребовало воистину героических усилий коллектива выставочного зала «Родина», разместившего её буквально в течение двух часов, – именно столько оставалось до вернисажа. Развесить девяносто работ, хоть и довольно скромного формата, труд серьёзный.
Взорам собравшихся на вернисаж зрителей предстала исполненная в масле и акриле «наскальная живопись». В своём творчестве Милан Сташевич заимствует образы пещерных изображений Альтамиры и фресок Тассили, Древнего Египта и античной Греции, смешивает их с народными сербскими мотивами. Во времена не столь отдалённые его работы однозначно бы определили – «сумбур вместо живописи». Но на дворе просвещённый XXI век, и специалисты-искусствоведы и любители вместо эклектики и примитива видят органическое единство и гармонию эпох и стилей. Местные авангардисты обзавидуются.
Картины Сташевича глубоко символичны, только вот разобраться в его символике нелегко. Впрочем, каждый может окунуться в глубины собственного подсознания и выбрать наиболее подходящий архетип.
На первый взгляд, может быть поверхностный, среди символов чаще всего встречается дом во всяких проявлениях – «Прозрачный дом», «Коричневый дом», «Наполненный дом», «Дом с головами птиц». Не меньше на картинах Сташевича птиц – больших и малых, здоровенных павлинов и весёлых небольших пичуг. Третий символ – великие предки, выведенные вне национального колорита, в образах охотников каменного века и неолитических венер. Всех их связывают незримые прочные нити, что видно из вполне конкретных катушек ниток, тоже часто встречающегося символа.
А вообще, итог посещения выставки можно определить названием одной из картин «Непонятное ощущение». Наверное, стоит посмотреть и разобраться каждому самостоятельно. Кое-кто из молодых посетителей выставки определил её как яркое пятно на фоне поднадоевшего реализма. Несомненно одно: единого мнения у зрителей точно не будет.
Милан Сташевич является профессором Академии художеств в городе Нови-Саде. За сорок лет творческой деятельности он был участником трёхсот пятидесяти групповых и шестидесяти персональных выставок. Искусствоведы определяют его творчество как картины-тексты, а вот на наш взгляд они представляют собой скорее картины-тесты, загадки и шарады, далеко не всегда поддающиеся разгадке и определению.
Сергей Чирков
Новое на сайте
Новые комментарии
-
Я долго искала сильную1 неделя 2 дня назад
-
Приезжий люд, иди к черту,8 недель 5 дней назад
-
Приезжий люд, иди к черту,8 недель 5 дней назад
-
Приезжий люд, иди к черту,8 недель 5 дней назад
-
Приезжий люд, иди к черту,8 недель 5 дней назад
-
Добрый вечер ???? а можно14 недель 6 дней назад
-
Я достаточно долго искала16 недель 3 дня назад
-
Миша,если учился в Губкине в23 недели 1 день назад
Новое в блогах
Комментарии к блогам
-
13 недель 6 дней назад
-
19 недель 5 дней назад
-
21 неделя 38 минут назад
-
23 недели 1 день назад
-
23 недели 1 день назад