6 марта 1969 года ушла из жизни замечательная художница Надя Рушева. В этом году ей исполнилось бы 60 лет. 9 февраля в Белгородском государственном художественном музее в рамках цикла «Вечера памяти известных художников» состоялось мероприятие, посвященное юбилею художницы. Гостями мероприятия стали студенты высших учебных заведений города, современники Нади, все те, кто неравнодушен к уникальному творчеству Рушевой.
На вечере вспомнили биографию юной художницы. Зрители познакомились с рисунками из различных серий работ Надежды: «Мифы Древней Греции», «Маленький принц», «Война и мир», «Пушкиниана», «Мастер и Маргарита», «Сказки собственного сочинения» и др., с эскизами театральных костюмов, балетных постановок, увидели фотографии и видеофрагменты документальных фильмов. На протяжении вечера звучала любимая музыка Нади: классические произведения Рахманинова и Шостаковича, песни зарубежной эстрады 1960-х годов.
Надя родилась в столице Монгольской Народной Республики – городе Улан-Батор. Ее отец – Николай Константинович Рушев работал в Монголии художником-инструктором театра и педагогом в художественном училище. Мать – Наталья Дайдаловна Ажикмаа – педагог-балетмейстер, солировала в концертах, была одной из первых балерин Тувы.
С самого рождения живя в волшебном мире музыки, танца и изобразительного искусства, юная художница переносила на бумагу сказочные образы, возникавшие в её детской фантазии.
Увлечение рисованием у девочки появилось в пять лет и стало любимым занятием. Уже в своих ранних рисунках она могла выразить динамику движения, образы персонажей. В семилетнем возрасте нарисовала в альбоме 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане». Они дали начало целой серии пушкинианы, которая получила всемирное признание.
Пушкиниана Нади Рушевой – это не только иллюстрации к творчеству, но еще и вся жизнь поэта, его друзья, близкие. В пушкинской квартире в Ленинграде, на улице Мойка-12, Надя проводила целые дни, набрасывая эскизы на тему «Пушкин в кругу семьи». Знаменитый пушкинист Гессен, предложивший Наде проиллюстрировать его книгу «Жизнь поэта», рассказывал: «На 95-м году своей жизни я привык ничему не удивляться. Но – Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изумлённое чутьё художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух настроения Пушкина и его эпохи?».
Еще когда девочка училась в пятом классе, открылась ее первая персональная выставка работ, организованная журналом «Юность». Потом последовали выставки в Ленинграде, в «Артеке», за рубежом: в Германии, Польше, США, Японии, Болгарии, Индии и других странах.
Ленинградской студией документальных фильмов за несколько дней до внезапной смерти Нади был сделан небольшой фильм-очерк «Тебя, как первую любовь...». Тогда всю съемочную группу поразили и Надин талант, и непосредственность, готовность сосредоточиться и рисовать в любой момент. Девочка очень любила город на Неве, работа над фильмом стала для нее одновременно праздником общения с прекрасным.
В своём последнем цикле, посвящённом роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Надя выступила первооткрывательницей темы. Работая над рисунками, она обходит все старые московские переулки, улицы, бульвары, где разыгрывалось действие романа.
Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя, на встрече с родителями Нади, состоявшейся уже после смерти художницы, очень высоко оценила эту работу... Оказалось, что перстень на пальце Мастера – это точная копия фамильного перстня Михаила Афанасьевича Булгакова, а женский портрет и старая фотография жены писателя – одно лицо.
Трагическая смерть внезапно оборвала жизнь Нади Рушевой. Прожив немногим более 17 лет, она оставила после себя огромное художественное наследие – свыше десяти тысяч рисунков. Окончательное число их никогда не будет подсчитано – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница раздарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. С пером в руках она осмыслила в зримых образах произведения более 50 авторов.
В фондах Белгородского художественного музея хранится 30 работ художницы. Эти рисунки неоднократно экспонировались.
На мини-выставке, приуроченной к вечеру памяти, было представлено 13 рисунков Нади, выполненных в технике линейной графики. Это графические произведения из разных серий: «Древний Египет», «Мифы Древней Греции», иллюстрации к сказкам собственного сочинения, эскизы к балету «Бахчисарайский фонтан». В рисунках преобладает один и тот же характерный для Нади оригинальный стиль. Она почти никогда не рисовала с натуры, все её работы – это богатство ассоциаций, предметность видения мира, смелость фантазии.
Глядя на эти работы, понимаешь, что Надя Рушева навсегда осталась гениальным ребенком без возраста, неожиданно вторгшимся во взрослый мир и так же неожиданно его покинувшим. «Я живу жизнью тех, кого рисую», – как-то сказала Надя. Быть может, в этом признании и есть самое ценное для понимания творческого гения Рушевой?
Таисия КОБЕЛЕВА,
младший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
Новое на сайте
Новые комментарии
-
День добрый! А ты , готов13 недель 3 часа назад
-
Добрый день Как сделать13 недель 3 дня назад
-
Глядя на фото можно с15 недель 2 часа назад
-
Я не могу понять, Власть15 недель 1 день назад
-
Ещё чего , "ВКонтакте" ...19 недель 2 дня назад
-
Читайте лучше "Вадимир Бабин19 недель 2 дня назад
-
Ну ты крут , САВА! Это же20 недель 3 дня назад
-
кудый та ни туды ента газета20 недель 3 дня назад
Новое в блогах
Комментарии к блогам
-
2 недели 5 дней назад
-
13 недель 1 день назад
-
22 недели 2 дня назад
-
48 недель 4 дня назад
-
1 год 24 недели назад
Реклама
ВЕ1034 |
ogm-snab.ru |
платный гинеколог Донецк |
agcosmetology.com.ua |
отзывы духи шисейдо зен цена |
parfum.kh.ua |